Пластичность генов килли

Пластичность генов киллиБиологи из Дартмутского колледжа изучили пластичность генов у килли, которые позволяют рыбам очень быстро приспосабливаться при изменении среды обитания. Ученых очень интересовала, как рыбы столь быстро адаптируют свой организм, включая форму тела при изменении пресноводной среды на морскую или солоноватую.

Килли быстрее всех начинают размножение

Килли обладают очень гибким организмом, они способны обитать в пресноводной, солоноватой и даже в морской воде, возможным это становится благодаря их пластичным генам, которые очень быстро заставляют организм рыб перестраиваться под новые условия среды обитания. В зависимости от внешней среды у килли меняется форма тела, жабры, позволяющие им успешно выживать соленой воде, несмотря на то, что ранее они обитали в пресноводной, но процесс изменений не ограничивается только изменением функций жабр. Все дело в том, что изменить жабры не так просто, как можно подумать, для этого необходимы кардинальные структурные и функциональные изменения, различия между жабрами пресноводных и морских рыб серьезные.

Изучить этот процесс ученым помог мышьяк, этот опасный токсин в небольших пропорциях практически не воздействует на килли, их организм хорошо справляется с его отравляющими функциями, но при этом рыбы теряют возможность перестраивать свой организм под разную среду. Знание об этом дало возможность "научного маневра" биологам и сильно помогло в изучении рыб. Рыбы становятся более уязвимыми к воздействию мышьяка, если процесс изменения их организма от пресноводной среды к соленой уже начался и благодаря возможности воздействовать на этот процесс, ученые смогли выделить основные цепочки всего "механизма".

Ученые обнаружили большую группу генов участвовавших в процессе перехода от одной среды к другой, одновременно с этим всем этим изменения присуща определенная точность и последовательность, ничего не происходит случайно, каждая "нить" делает то, что обязана. Ученые уверены, такая упорядоченность процессов характерна для всех организмов, которые обладают подобными свойствами. Если взять два вида рыб, которые могут подстраивать свой организм под соленую или пресноводную среду обитания вы обнаружите, что их жабры практически идентичны, несмотря на то, что ранее рыбы обитали в совершенно разных условиях.

Другой важной чертой пластичных генов является их простота связей, но именно благодаря этому изменения происходя легко и быстро, имея сложные схемы взаимодействия, процесс перехода от одной среды к другой был бы для рыб тяжелым. Изучая гены рыб, биологи обнаружили, что на их сложность имеет непосредственное воздействие среда обитания рыб, те килии, которые обитают в нестабильных условиях, имеют очень простые связи, им очень важна скорость приспосабливаемости, а у других, которые обитают в более стабильных условиях связи между генами более сложные и процесс адаптации более тяжелый.

Ученые в будущем нацелены на то, чтобы установить, как такие схемы работают в условиях изменения климата, насколько рыбы готовы к более масштабным изменениям в своей среде обитания.