Эволюция африканских цихлид

Эволюция африканских цихлидАфриканские цихлиды очень давно привлекают ученых, они успешно развиваются на протяжении огромного временного промежутка, создавая постоянно новые виды и имея особые отличительные визуальные характеристики и при этом в довольно ограниченном жизненном пространстве. Ученые из швейцарского университета провели новое исследования, результатом которого стало установление взаимосвязи в эволюции рыб и так называемого "прыгающего гена".

Эволюция африканских цихлид

Африканские цихлиды уникальные рыбы, они по сути возможно имели одного общего предка, но сегодня цихлид тысяч и процесс нового видообразования продолжает происходить. Но можно ли все определить только небольшими изменениями в поведении, рыб изменением их конкретного места обитания или в эволюции рыб предусмотрено что-то еще?

Ученые из Базельского университета исследовали цихлид из группы haplochromines относящихся к подсемейству Pseudocrenilabrinae и семейству Cichlidae. Ученных очень интересовала эволюция с позиции разнообразия различных маркировок, закладываемых в процессе, одна из причин по которой для изучения была выбрана именно эта группа цихлид, это наличие у них "яичных" пятен на анальном хвосте у самцов. Яичные пятна играют не маловажную роль в естественном развитии, точнее сами по себе они ничего не значат с точки зрения эволюции, но они дали важную подсказку ученым.

Ученые пытались понять механизм биологической эволюции происходящей путем естественного или полового отбора, главное затруднение на пути ученых было понять как и откуда начать исследования, существующих знаний ученым не хватало, кроме того модель дальнейшей эволюции на основе существующих черт явно не работала на примере африканских цихлид.

Эволюция африканских цихлид

Швейцарские ученые провели огромную работу по изучению генетических различий огромного количества африканских цихлид, они пытались найти истоки откуда началась эволюция. Ученые заявляют, что у изученных 1500 видов африканских цихлид имеются отличные цветовые маркеры на анальных плавниках и это очень важно. Самки цихлид вынашивают икру во рту, более того оплодотворение икры происходит уже в тот момент, когда самка держит ее во рту, для этого она подплывает к анальному плавнику самца. Вот здесь, по мнению ученых, ключевой момент - самка реагирует на конкретную маркировку анального плавника, так и происходит конечный отбор. Но как возможно столь огромное разнообразие маркировок?

Понимание как цихлиды эволюционировали настолько, что каждый подвид, а их очень много, имеет свою уникальную маркировку дало следующие открытие. Ученым удалось обнаружить так называемый "прыгающий ген" ("Jumping genes”) - мобильный генетический элемент ДНК отвечающий за пигментацию. Он по всей видимости способен существенно менять ДНК, под его влиянием меняются и другие гены, все это создает уникальный набор отличий включая маркировку африканских цихлид.

Для того чтобы проверить свою теорию они добавили сегменты кода цихлид к гену в эмбрионов данио рерио и получили соответствующий результат у сформировавшихся из мальков взрослых рыб. Исследование показывает, что эволюция во многом возможна благодаря "экспрессии" генов, возможности создавать новые уникальные взаимосвязи, в результате которых порождаются новые маркировки. Исследование показывает, что в организме африканских цихлид всегда существует неопределенный фактор "случайно" определяющий результат. Благодаря этому африканские цихлиды смогли из одного общего предка породить немыслимое количество новых видов, и этот процесс продолжает происходить.