Пресноводные гидры могут "видеть" свет

Пресноводные гидры могут "видеть" свет Гидры успешно существуют на нашей планете уже более 600 миллионов лет и имеют прямую родственную связь с медузами и полипами. Гидры состоят изо рта и щупалец, наполненных стрекательными клетками, такое простое устройство позволило им успешно существовать так много лет и пережить многие виды животных имевших более совершенную и сложную форму жизни.

Рот гидр окруженный щупальцами содержит смертоносный яд cnidocytes, которые они используют для оглушения животных, таких как водяная блоха, дафнии, прежде чем съесть их живьем, впрочем, некоторые виды гидр успешно охотятся на мальков и мелких рыб. Гидры даже оказавшись в аквариумах, как правило, могут найти чем себя пропитать, несмотря на то, что условия для них достаточно не комфортны.

Новое исследование показывает, что Hydra magnipapillata может ловить свою добычу в течении всего дня и активно реагирует на свет, несмотря на то, что не обладает таким механизмом как зрение. Движение на свет у гидр происходит благодаря достаточно простому устройству их строения: стрекательные клетки (cnidocytes) соединены с клетками, реагирующие на свет достаточно простой нервной связью, которые координируют пищевое поведение животных.

Несмотря на столь примитивную систему нервных соединений, клетки яда (cnidocytes) имеют достаточно сложную структуру, об этом свидетельствует и тот факт, что они способны реагировать на химические и механические (физические) сигналы. До этого все проводимые исследования не показывали существования подобной связи: реакции стрекательных клеток на внешние сигналы с помощью специальных клеточных рецепторов.

Исследователи обнаружили, что светочувствительный белок опсин, содержащийся в чувствительных клетках может влиять на "стрельбу" стрекательных клеток. Исследования подтвердили, что интенсивность света прямым образом влияет на интенсивность "стрельбы". Светочувствительные нейроны были обнаружены интегрированными в арсенал яда, а также нейроны используются и при других действиях, для того чтобы схватить и обездвижить жертву и в липком веществе выделяемым гидрой.

Исследователи говорят, что опсин объясняет почему гидры столь чувствительны к свету, но они имеют и другие белки необходимые для фототрансдукции (преобразование светового сигнала в электрический ответ или нервный сигнал), такие процессы также были обнаружены в сенсорных клетках. Нервное строение гидр куда сложней, чем представлялось ранее, ведь помимо опсина, существуют еще и каналы, по которым передается сигнал фототрансдукции для его  повторения.