Возможно, что океан не "колыбель" жизни на Земле

Геотермальная равнина на КамчаткеСогласно полученным новым данном есть вероятность того, что первые клетки появились не в океане, а в горячих источниках, в илистом слое, который обеспечат питанием горячий вулканический пар.

Между тем новая теория возникновения жизни, на Земле выдвинутая учеными, не противоречит и той, которая является сейчас основной - что именно океан дал началу жизни на нашей планете. В океане существует глубоководная жизнь около геотермальных источников и по мнению многих ученых эти условия во многом, возможно, повторяют условия для зарождения жизни. Есть и еще одна объединяющая линия двух теории. Концепция, выдвинутая еще Чарльзом Дарвином, о том, что жизнь на земле могла зародиться в небольшом теплом пруде, который был богат питательными веществами.

Но в новой теории ученых есть и некоторые отличия. Исследователи утверждают, что при зарождении в воде, в борьбе за свое существование клетки должны быть очень похожи, а точнее не отличаться от тех, клеток которые некогда стали прародителями жизни в океане. Но ученые обнаружили большую схожесть клеток (в геотермальных зонах на дне океана), с клеточной жидкостью, которые существуют в условиях конденсированных паров на земной поверхности. А именно в структуре преобладал калий натрия, в то время как в клетках морской среды богат натрием.

"Клетки для синтеза белка - их молекулярной структуры - нуждаются в большом количестве калия. Натрий блоки этой активности" - мнение соавтора исследования Армена Мулкиджаниана биофизика из Университета Оснабрюк в Германии. "Жизнь не может существовать без синтеза белков, для этого необходим высокий уровень калия"

Клетки нашего времени используют сложные соединения белков, для получения избытка натрия через их мембраны, таким образом, клетки могут эффективно функционировать. Но у первых клеток зарождающихся на Земле не было таких условий, в их расположении были только рудиментарные клеточные мембраны и все те питательные вещества, которые клеткам посчастливилось "поймать". Первые клетки были полностью зависимы от тех условий, в которых они зародились и существовали. Поэтому соотношение калия к натрию должно было быть больше, чем один к одному в пользу калия.

Но как и сейчас, так и тогда, когда зарождалась жизнь соотношение веществ в морской воде находится в балансе с явным превышением натрий калия - от 40 до 1.

Тогда авторы исследования подключили к работе геологов, где еще могли существовать условия, в которых могла возникнуть жизнь, на рубеже между 4.3 и 3.8 миллиардов лет назад. В результате подобные условия были обнаружены в геотермальных месторождениях на суше.

"Пар, выходящий из земли несет в себе огромное количество питательных веществ, в том числе и калия" - Армен Мулкиджаниан - "Эти условия создают неплохой инкубатор для зарождения жизни - первых клеток."

Между тем ученые долгое время игнорировали возможность зарождения клеток в таких условиях, так как это полностью противоречит современной теории, что серное кислота - смертельное химическое вещество, образующиеся при взаимодействии сероводорода и кислорода в атмосфере. Именно такие условия сопровождает подобные источники. Но, по мнению ученого, это не совсем соответствует тем условиям, когда жизнь только зарождалась.

"Людей от это теории отвернули условия кислой среды, но в то время на Земле было мало кислорода в атмосфере",Армен Мулкиджаниан, - "Условия бескислородной среды существовали в течении миллиона лет и вполне возможно создали благоприятные условия для зарождения первой жизни на Земле."